Дневник нашего паломничества в Грецию

Дневник Паломничества в Грецию нашего прихода

13 августа 2010
Кто сказал, что 13 число несчастливое? Люди неверующие и суеверные. Для нас 13 число – число Богородицы. В этот день мы и отправились в паломничество в Грецию на праздник Успения Божией Матери. Пресвятой Богородице мы и молились, чтобы под ее покровом прошло наше путешествие.Перед отправлением в Грецию мы отслужили молебен в нашем приходе святителя Василия Великого. Батюшка Марк, после своего двух-недельного отпуска в Бари, где он исповедовал большое колличество паломников, служил на мощах святителя Николая, приехал, чтобы отслужить для нас молебен. В Болонье лил дождь. Я опоздала и когда мы выехали на автостраду, то пришлось гнать наши микроавтобусы, чтобы не опоздать на паром. На некоторых участках дороги дождь лил стеной. Мы молились Богородице. По прибытии в Анкону, прошли регистрацию буквально на лету. В кассе мне сказали, что паром уже отправляется. Номер пристани – оказался 13-м. На скорости влетели на корабль. На 11-ти этажном судне мы растерялись: куда идти, а потом пошли осваивать корабль. Ночь спали на сиденьях и замерзли, потому что кондиционер работал очень сильно.
14 августа 2010 г.
Проснулись рано утром, потому что в салоне, где мы спали включили свет. Когда я вышла на палубу, там было теплее, чем на корабле. Вскоре пристали к Игуменице, а в Патры прибыли только в 15.00 Жалко времени. Хочется побольше святых мест посетить. Сразу поехали в собор святого апостола Андрея. Купол красивого собора виден уже с корабля. В храме почти никого не было. Храм строился с 1920 по 1974 год, а в 1964 году в Патры из города Рима прибыла глава святого апостола Андрея, переданная сюда при папе Павле VI. Внутри собора красивые мозаики, изображающие сцены из жизни святого апостола Андрея. Глава апостола сохраняется в правом нефе в красивом круглом ковчеге в форме главы. В 35 км от Патры сохраняется чудотворная икона Божией Матери Трипити – вход в пещеру. Икону называют Живоностный Источник. Удивительная икона. Сохраняется в храме в правом приделе. Внизу под верхнем храмом капает источник, а в чаше, куда капает вода плавают рыбки. Храм стоит плотно прилегая к скале и имеет два этажа. Мы прочитали перед образом акафист. Предание гласит о том, что в середине VII века маленькая рыбацкая лодка попала в шторм. Рыбак разглядел сквозь тьму огонек на берегу, который указывал ему куда держать путь. Сойдя на берег он направился в сторону огонька и с удивлением обнаружил, что он привел его к иконе Богородицы, перед которой горела крошечная лампада – слишком маленькая, чтобы ее можно было разглядеть издалека с моря. В благодарность за спасение, рыбак пожертвовал деньги на строительство на этом месте часовни. К 1830 году здесь вырос монастырь. Но сейчас монахов мы не видели.


В храме сохраняется также ковчег с мощами святого апостола Луки, святого великомученика Елевферия, святой мученицы Параскевы Римской и святых бессребреников. Храм был открыт, но посетителей было мало. Во время чтения акафиста в храм принесли ребенка в коляске. Поднесли его к иконе и крестообразно осенили его у иконы. Матерь Божия совершает много чудес по молитвам перед этой иконой. Праздник иконы Трипити отмечается в первую пятницу после Пасхи. И снова на паром. Идем в Кефалонию. Прибудем в гостиницу поздно. Господь поможет.
15 августа 2010 г.
Успение Пресвятой Богородицы по новому грегорианскому календарю. Мы отправились на Божественную литургию в храм Божией Матери в маленькую деревеньку Маркопуло. Когда мы прибыли, то в храме уже шла служба. Греческий мужской хор торжественно пел «Святый Боже» и в храме было много народа. К иконе Божией Матери непрестанно шел поток людей, все прикладывались к иконе. У иконы стоял стеклянный ящик в котором свернувшись лежала змейка. Начиная с праздника Преображения с гор спускаются маленькие серые змейка и крестом на голове. В этот период они совершенно безобидны, и каждый может взять их в руки. По древнему преданию, во времена пиратских набегов Барбароссы в XVI веке насельницы здешней обители молились Божией Матери о спасении и превратились в змеек. На день же Успения Божией Матери они приходят с гор, чтобы участвовать в празднике Божией Матери. После службы церковный служитель вынес змейку во двор и прикладывал ее к собравшимся во дворе людям. Все пытались прикоснуться к серой змейке, сделать хотя бы одну фотографию с ней.


После службы мы не стали рисковать, чтобы опоздать на паром и не поехали в монастырь святого преподобного Герасима – покровителя острова Кефалония. Надо же оставить что-то на следующую паломническую поездку в Грецию. Ожидая паром в Паросе, мы купались в изумительно теплом море.
По прибытии в Киллини помчались в монастырь Мега-Спилион. В монастыре сохраняется икона Божией Матери слепленная из воска и мастики святым апостолом и евангелистом Лукой. По преданию монастырь Мега-Спилеон, что означает Большая Пещера, был основан двумя братьями Симеоном и Феодором, которые пришли на это место по повелению Самой Пресвятой Богородицы, явившейся им во сне. На месте, где сейчас стоит монастырь они встретили благочестивую девушку Евфросинию, которая поведала им о том, что когда она пасла стадо, то одна из ее козочек забиралась на скалу, а когда возвращалась, то мордочка у нее была мокрая. Евфросинья догадалась, что там источник и забралась посмотреть. Пробравшись через заросли она оказалась у Большой пещеры. Она услышала, что кто-то завет ее по имени и увидела на верхней стене пещеры икону Божией Матери. Голос Божией Матери повелевал ей ждать прихода отца Симеона и отца Феодора. Выслушав рассказ Евфросинии, монахи поднялись в пещеру. Они с благоговением сняли икону, подожгли кустарник из которого вылетела огромная змея. От иконы вырвалась молния и пригвоздила змею к земле. На месте пещеры был основан монастырь в который устремились паломники, чтобы помолиться перед иконой Божией Матери, сотворяющей много чудес.
Когда мы вошли в монастырь, то сразу же увидели икону Божией Матери. Упали на колени, спели богородичные песнопения, а потом пошли в отдельную комнату, где поклонились многим святым мощам, среди который мощи святого Трифона, святой великомученицы Варвары, рука святого Харлампия. Затем монах этого монастыря позвал нас зайти в монастырский храм и привел к пещере, где была обретена икона и где сейчас стоят фигуры Евфросинии,Семеона и Феодора в пещере и напоминают нам о событии тех дней, когда была обретена икона Пресвятой Богородицы. Попив водички из святого источника мы покинули монастырь и отправились в столицу Греции – Афины.

16 августа 2010 года



Афины – город большой и шумный. День начался со знакомства с гидом Евтимием и Христосом – принимающей стороной. Евтимий – человек южный и эмоциональный знакомил нас с достопримечательностями своей родины. Первым по значимости был Афинский стадион, затем Парламент, а уже потом мы пошли в храмы. Старинного в Афинах сохранилось очень мало. Первый храм святых Феодоров – Тирона и Стратилата, затем церковь Божией Матери Капникарея очень похожие друг на друга. Фрески сохранились очень плохо и храмы внутри реставрируются. В кафедральном соборе города Афин почивают мощи двух важных святых: святой преподобномученицы Филофеи и священномученика Григория V, патриарха Констрантинопольского. Хотя эти святые и жили в разное время, но связанны невидимой ниточкой трудной судьбой, которая проживал весь греческий народ. Святая Филофея – родилась в 1522 году, оставшись вдовой после не совсем удачного брака,она полностью посвятила себя Богу. Она основала монастырь в честь святого апостола Андрея, ее обитель процветала. Во времена турецкого ига святая Филофея утешала, наставляла и приводила ко Христу очень многих людей, чем вызвала неудовольство турецких властей. Ее преследовали, наносили увечья, а в возрасте 67 лет она отошла ко Господу. Двадцать дней спустя ее могилка начала издавать чудесное благоухание, а когда через год вскрыли ее мощи, они оказались нетленными и источали миро. Святитель Григорий V – один из деятелей времен Греческой революции 1821 года. Во времена турецкой окупации святитель Григорий старался укрепить христианскую веру. Принял мученическую кончину от рук турок. Тело его было выброшено в Босфорский залив. Капитан торгового судна нашел его и перевез в Одессу. Государь Александр I велел похоронить патриарха с государственным размахом. В 1871 году государь Алексендр III передал мощи Греции.
В самом конце экскурсии мы посетили место проповеди святого апостола Павла в Ареопаге и отпрвились в порт Пирей, чтобы взять паром на Эгину.

На Эгине мы первым делом отправились в монастырь святой Троицы, место последних лет жизни великого святого - святителя Нектария Эгинского. Святой Нектарий родился в 1846 году в Силиврии на северо-востоке Греции. Он был пятым ребенком в семье. Большая тяга к знаниям заставила его в 14 лет сесть на корабль и отправиться в Константинополь, где он работал и учился. В 22 года святой Нектарий поступил в монастырь Неа Мони на острове Хиосе и в 1876 году был пострижен в монашество. Один богатый человек – Иоанн Хоремис отправил юношу Нектария учиться в Афины, а затем дал ему рекомендательное письмо к патриарху Александрийскому Софронию. По окончании университета в 1885 году, его рукоположили в 1886 году в пресвитера, а через три года в архиепископы. За усердие и многие добродетели он был очень любим своей паствой. Будучи епископом, святой Нектарий с великим смирением подчинялся воли Божией, без колебаний и пререканий принимая все с единственным желанием – служить во Славу Божию. В своих письмах владыка писал: «Удостой меня каждый день проживать по словам святого апостола Павла Не я живу, но живет во мне Христос» Но в 1889 году владыку оклеветали перед Патриархом Александрийским и святой Нектарий был изгнан из Египта и лишен кафедры. В Афинах он долгое время не мог найти работы, а затем его послали проповедовать в Халкиду. После этого он был назначен директором семинарии в Афинах, где он заслужил всеобщую любовь студентов, не только своими богатыми знаниями, но и своей святой жизнью. В 1904 году святой Нектарий начинает организацию монастыря на острове Эгина.


В монастыре, основанном святителем Нектарием, соблюдался строгий устав. Сам он не чуждался любых послушаний: ухаживал за садом, копал землю, поливал огород, убирал монастырские дворы, помещения и туалеты. Долгими зимними вечерами святой Нектарий писал книги. Среди его книг: «Христология», «Пастырское Богословие», «Катехизация», «Евангельская история» и многие другие. А еще он писал музыку. Знаменитый гимн Пресвятой Богородице «Агни Парфене». Во время своей жизни святой Нектарий получил от Бога дар прозорливости.

После посещения святителя Нектария мы отправились в женский монастырь Хриссалеондисса, где находится чудотворная икона Божией Матери, написанная 800 лет назад. Перед образом мы спели канон Пресвятой Богородицы. Фотографировать внутри монастыря нам не разрешили. Название иконы Божий Матери переводится с греческого языка на русский «Золотой Лев». Сестры сказали нам, что в этот монастырь при жизни приходил для отдыха и молитвы святитель Нектарий. На Эгине мы снова купались, а затем отпавились снова в Афины, а оттуда на Эвбею, к Иоанну Русскому.



17 августа 2010 года
Эвбея. Утром я проснулась от удара колокола, который звал на утреню. Встала и пошла в храм святого Иоанна Русского, который стоял через дорогу в двух шагах. Утреня прошла очень быстро. Во время утрени все прикладывались к мощам Иоанна Русского, святого, житие которого для нас русских, живущих за границей очень поучительно. В 1711 году Петр I начал кампанию против Турции. 9 июля 38-тысячное войско Петра, стоявшее лагерем на берегу молдавской реки Прут было окружено 200-тысячной армией турок. Петр сложил оружие на выгодных условиях, по которым он мог свободно покинуть Молдавию, а к туркам возвращались их ранее захваченные земли. Среди солдат, выступавших под знаменами Петра был крестьянин 21 года по имени Иоанн. Его не было среди тех, кто благополучно возвратился домой. По пути домой он был захвачен в плен. Жизнь его не представляла никакой важности для государаства, поэтому о выкупе не шло и речи, и о нем скоро все забыли. Как и тысячи других русских пленных, его продали на невольнечнем рынке. Покупателем оказался один из начальников турецкой кавалерии. Его пытались принудить принять ислам, но Иоанн твердо сказал своему хозяину: «Если ты не станешь препятствовать в исповедании моей веры, я буду охотно исполнять твои приказания, но если ты начнешь принуждать меня отказаться от моей веры – знай, что я скорее откажусь от своей головы, чем от Христа». Иоанна поставили управлять конюшней.
Рядом с домом хозяина находился христианский храм в честь св. Великомученика Георгия. Иоанн часто проводил там ночи без сна, тихо молясь в притворе запертого храма и каждую субботу причащался Святых Таин. Богатство хозяина росло и чтобы выразить благодарность за успех, он отправился в священный город мусульман – Мекку. Его жена устроила благодарственный пир узнав о том, что он благополучно добрался до Мекки. В тот вечер Иоанн прислуживал гостям и услышал, как жена вслух высказала сожаление, что муж не может попробовать вкуснейший турецкий плов. Иоанн подошел к ней и попросил тарелку плова для хозяина, взяв тарелку, он отнес ее в конюшню,поставил ее на ворох соломы и начал горячо молиться Богу. К его радости, тарелка на глазах его исчезла. Когда хозяин вернулся он рассказал историю о том, как вернувшись в свою комнату с удивлением обнаружил на столе тарелку горячего плова и удивился еще больше, когда увидел тарелку из своего собственного дома. Это чудо стало известно всем в Прокопионе и о Иоанне заговорили, как о человека, возлюбленном Богом. В возрасте примерно сорока лет Иоанн заболел и предвидя свою кончину попросил привести священника, чтобы причаститься. Святой Иоанн с радостью причастился и предал дух в руки Божии. Это произошло 27 мая 1730 года. Через три года были обретены его нетленные мощи. В 1868 году в Прокопионе построили большой храм в честь святого Иоанна, а при Обмене Населением в 1924 году мощи были перенесены на Евбею. В 1951 году, через несколько десятков лет после того, как христиане покинули Турцию, турки взорвали храм святого Иоанна. Теперь его мощи почивают в новом Прокопионе на острове Евбея и много паломников приезжает сюда, чтобы помолиться святому Иоанну, от мощей которого происходит много чудес.





После храма Иоанна Русского мы поехали в монастырь святого преподобного Давида Эвбейского. Святой Давид родился в 1519 году в семье священника. Однажды, когда мальчику было 3 года ему приснился Иоанн Креститель и сказал: «Дитя следуй за мной». Давид встал и «пошел в храм рука об руку с Крестителем Иоанном». Это случилось в воскресенье вечером. Ребенок простоял шесть дней со скрещенными руками перед иконой Иоанна Крестителя. Его отец был вне себя от горя, считая, что малыш потерялся. Он даже не подумал заглянуть в храм. В следующую субботу вечером отец пришел в храм, чтобы служить Всенощное бдение и увидел своего сына стоящим перед иконой. С великой радостью и облегчением отец начал расспрашивать мальчика, а тот ответил, показывая на икону: «Чего ты боялся, папа? Это он привел меня сюда». До 15 лет Давид жил с родителями, а затем ушел в монастырь. Ему предлагали стать епископом, но он отказался. Согласно преданию, святой Давид переплыл Евбейский пролив стоя на своей рясе. На Евбее он построил монастырь и через несколько лет там было уже более трехсот монахов. Монастырь рос и святой Давид ушел молиться в пещеру в двух киллометрах от него. После смерти святого Давида по его молитвам совершалось много чудес.
На территории монастыря находится могилка старца Иакова, отошедшего ко Господу в 1991 году. Он был духовным наставников для сотен православных греков. Старец часто проводил ночи без сна в пещере преподобного Давида. Он часто разговаривал со святым Давидом, стоя перед его иконой. Однажды он видел, как изображение святого Давида на иконе исчезло, и сказал братии, что преподобный отлучился помочь кому-то. Старец Иаков был необыкновенно добрым. У настоятеля, который служил в годы его молодости, был очень жесткий характер, и отец Иаков решил, что никогда не будет таким, как он.
В монастыре покоятся мощи многих святых: святителя Николая, святых Ирины и Рафаила, святого первомученика Стефана, святого Трифона, святой Варвары, святого Георгия, святого Елевферия, глава святителя Василия Великого.
В монастыре святого Давида, мы познакомились с Михаилом, который сопровождал маленькую паломническую группу из Румынии. Мы спросили, куда они едут дальше и Михаил ответил, что теперь они едут в монастырь Панагия Ксения, где хранится часть пояса Пресвятой Богородицы. Об этом монастыре мы ничего не знали, поэтому попросили его взять нас вместе с ними. Так мы открыли для себя еще одно удивительное место. Монастырь Божией Матери Панагия Ксения совершенно новый. Построен недалеко от старой обители, которая в настоящее время стоит в разрушенном состоянии. Среди сестер этого монастыря есть монахини из Румынии. Нигде нас не принимали так радушно, как в этом монастыре. Перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы мы молились. Нам дали масло, пояски. Мы приложились к части пояса Пресвятой Богородицы.

По дороге в монастырь святого Дионисия мы заехали в местечко, где течет источник святой Параскевы. Проходя через мост мы увидели множество рыб, блистающих на солнце своей чешуей. А затем увидели источник, который впадал в речку. Вверху источника есть вход в пещеру откуда вытекает источник. Мне очень хотелось искупаться в источнике, но никто не купался и не было купальни.



Монастырь святого преподобного Дионисия Олимпийского.
Преподобный Дионисий родился в XVI веке в семье бедных родителей в селении Платина. Младенчество преподобного было отмечено знамением: над его колыбелью сиял Крест. С юных лет Дионисий возлюбил чтение Божественных книг и молитву и по смерти родителей решил принять монашество, отправившись на Святую Гору Афон. Там он начал вести строгую подвижническую жизнь. Высокая жизнь преподобного стала известна и к нему во множестве стали приходить иноки, чтобы услышать слово назидания. После жизни на Афоне он удалился в Верию, а затем на гору Олимп, где основал монастырь с честь пророка Божия Илии. Достигнув духовной высоты, он творил много чудес. Преподобный составил правила иноческой жизни. Скончался в глубокой старости.

18 августа 2010 года
Фессалоники. Просыпаюсь от звонка телефона. Поднимаю трубку: - Доброе утро. Я Ваш гид по Фессалоникам. Я уже внизу. - Хорошо. – Без комментариев встаю с постели и спускаюсь на завтрак. Внутри все восстает: в такую рань. Ну надо же! Знакомлюсь с Ниной Трифоновной, представляю ее группе и начинается экскурсия. Этот день, проведенный с Ниной Трифоновной, запомнится нам на долгое время. Есть гиды по профессии, а есть по призванию. Вот она именно по второму случаю. Желание рассказать, показать, поделиться – это то, чего наша душа жаждала в незнакомой Греции. Мы начали с храма святого великомученика Димитрия. Нина Трифоновна пожелала нам в начале экскурсии преображения внутреннего, так как наступал день Преображения Господня. И этот день, проведенный с ней нас действительно преобразил. Святой Димитрий стал не просто святым, житие которого мы знали, а близким родным святым. Мы узнали, что во времена Крестовых походов мощи святого великомученика Димитрия были перевезены на территорию Италии в аббатство Сан Лоренцо ин Кампо (Регион Марке, провинция Пезаро и Урбино) и только в 1978-80 году вернулись на свое родное местно в Фессалоники.

Нина Трифоновна показала нам также икону Божией Матери, отобразившуюся на стекле. В тяжелые для Греции времена, многие женщины начали заниматься проституцией. И одной женщине явилась Пресвятая Богородица и сказала ей оставить это занятие. И если эта женщина ее послушает, то в семье у нее все будет хорошо. После чего Пресвятая Богородица сказала, что в воспоминание о ее приходе она оставит свое изображение на стеклянном окошке двери. Семья этой женщины сохраняла эту дверь с ликом Богоматери, пока кто-то из членов семьи не передал эту дверь в церковь.

В храме святого великомученика Димитрия мы приложились к его мироточивым мощам. Благодаря ходатайству Нины Трифоновны нам дали ватки с миром от мощей святого Димитрия. Миро благоухало! И еще она сказала нам, что когда мы будем прикладываться к мощам Димитрия, то многие чувствуют благоухание: это значит, что святой Димитрий рад видеть этого паломника.

Мы также спустились в крипту и видели колодец, куда стекало миро от мощей святого Димитрия. Раньше мироточение было настолько обильным, что миро стекало в колодец. Когда в XIII веке крестоносцы пришли в Фессалоники, они сотворили святотатство: они начали жарить рыбу на мире святого Димитрия. В церкви святого великомученика Димитрия, в левом нефе от главного престола почивают мощи святой мученицы Анисии, претерпевшей мученическую кончину во времена императора Диоклетиана и Миксимилиана. Она была дочерью богатых и благочестивых родителей. После их смерти она вела тихую, богоугодную жизнь, исполняя заповеди Божии. Ее убил в 285 году солдат-язычник; он схватил ее, когда она шла в церковь и поволок в языческий храм с намереньем заставить ее принести жертву идолам. Она отказалась и плюнула воину в лицо. Он пронзил ее копьем, после чего она умерла.

Церковь Божией Матери Ахиропиетос является одной из древнейших в Греции церквей, сохранившаяся в первозданном виде, так как ее никогда не перестраивали. Название храма связано с преданием о появлении в ранние века христианства иконы Богородицы на этом месте. Султан Мурат II, захватив Салоники, сделал надпись на одной из колонн храма «Султан Мурат взял Солоники в 833 году (примерно 1430 год от Рождества Христова)»



Церковь святой Софии создавалась по образцу Софии в Константинополе. Гигантский купол покрыт великолепной мозаикой девятого века, изображающей Вознесение Господне. Со времени падения Салоник до 1912 года турки использовали здание этой церкви как мечеть. В храме покоятся мощи святителя Василия Нового, исповедника X века.

Следующим храмом была церковь святых Феодоры и Давида Солунских. Святая Феодора Солунская родилась на острове Эгина в 812 году. Она была очень рано выдана замуж.Из-за набегов арабских пиратов, она с семьей была вынуждена переехать в Солоники. После смерти мужа святая Феодора раздает имущество бедным и уходит в монастырь в возрасте 25 лет. В монастыре святая Феодора прожила до 80 лет и после своей блаженной кончины прославилась многими чудесами и исцелениями.
Святой Давид Солунский жил в начале VI века. Вдохновившись подвигом столпничества святой преподобный Давид забрался на миндальное дерево, росшее рядом с храмом и стал там жить, терпеливо перенося палящий летний зной и зимнюю стужу. Подвиги не изнуряли его. Его лицо, на котором лежала печать небесной красоты, всегда было светлым и сосредоточенным. Через три года Господь повелел своему рабу прервать подвиг столпничества. По молитвам преподобного Давида больные получали исцеление, слепые прозревали, бесы выходили из людей. В это время Солоники подвергаются нападениям грабителей и жители города решают отправить ходатая к императору в Константинополь, чтобы испросить его защиты и поставления в городе постоянного правителя. Выбор пал на преподобного Давида. Старец поехал в Константинополь. Его приняла императрица Феодора, узрев в нем сияние святости. На следующий день Иустиниан (527-565) созвал заседание Сената. Святой Давид вошел в зал, положив себе на руку горящий уголек, посыпал на него ладана и стал медленно обходить помещение, кадя в сторону царской четы, придворных, послов и слуг. Каждение заняло больше часа, но рука Преподобного оказалась невредима. Иустиниан принял его с честью и был рад выполнить его просьбу. Он подписал соответствующий указ, отдал его подвижнику и сказал: «Молись о мне, святый Отче» Подвижник сел на корабль, плывший в Солоники, но живым он туда не добрался. Подплывая к городу, он поцеловал на прощание учеников и предал душу Богу. Был погребен в монастыре, где провел всю свою жизнь. Далее мы направились в кафедральный собор, где почивают мощи святителя Григория Паламы. Мы поклонилось и приложились к мощам сего великого святильника Божия, затем вышли на двор храма и здесь на нас посыпались искушения: у Анны Фоминичны, нашей паломницы, пропал кошелек с деньгами и паспортом, пришел священник и на греческом языке начал отчитывать Нину Трифоновну за то, что наша группа все фотографировала. Он говорил на греческом, что церковь для того, чтобы молиться, а не для того чтобы фотографировать. Хотя он говорил на греческом, мы все поняли. Вообщем, наступал такой момент, что надо было срочно уезжать. Это же мы и сделали.

И следующим местом нашего паломничества стал монастырь святого апостола Иоанна Богослова в Суроти, где находится могилка старца Паисия Святогорца. В монастырь мы прибыли под закрытие, но нас все равно приняли. На могилке русский священник служил панихиду, мы присоединились к его молению, приложились к могилке. Хотя мы торопились, но без лукума и святой водички уходить из монастыря было нельзя. В церковной лавке я купила 5 томов, написанных старцем Паисием, и теперь мне есть чем занять себя в «долгие зимние вечера».

Монастырь святой Анастасии Узорешительницы в нашему приезду оказался закрыт. Но зато мы увидели напротив монастыря столовую. После наших ранних вставаний и поздних приездов без ужина, этот ресторанчик показался нам маленьким островком в бушующем море. В конце паломничества кто-то скажет: «Слава Богу, святая Анастасия и святой Спиридон накормили» - это значит, что мы успели покушать только у Анастасии и у Спиридона на Керкире. До открытия монастыря мы кушали, а потом Нина Трифоновна позвонила отцу Хрисогону и нам открыли обитель. В притворе пахло ладаном. Мы помолились перед чудотворной иконой святой Анастасии Узорешительницы, приложились к ее главе и стопе, а также приложились к мощам святого преподобного Феона. Святой преподобный Феона подвизался на Афоне, был неразлучен со старцем Иаковым Иверским. После мученической кончины старца Иакова, стал настоятелем в монастыре святой Анастасии Узорешительницы.



Монастырь святой Анастасии Узорешительницы был основан при царице Феофании. Блаженная Феофания родилась в Константинополе. Она была долгожданным ребенком в семье царского рода Константина и Анны. Они молились Божией Матери: «Да решится, о Госпожа мира, бесплодие наше Твоим милосердием, и да приимем по ходатайству Твоему от Создателя чадородие!» И получили просимое и родили дитя женского пола, которое назвали Феофанию. Когда Феофания выросла, то вышла замуж за Льва Мудрого (886-911) В своей царской жизни Феофания прилежно заботилась о своем душевном спасении, за ничто считая царскую славу и презирая сладость и суету житейскую. Она непрестанно молилась и творила дела милосердия. Жизнь ее была постническая – она питалась простым хлебом и сушеною зеленью. Бедные келлии монашествующих и монастыри обновлялись ею и обогащались имениями и всем нужным. Таковы были усердие и попечение о всех христолюбивой царицы.

Здесь мы прощались с нашей дорогой Ниной Трифоновной, ставшей такой близкой всего лишь за один день. Чудны дела Твои Господи! Она оставила нам жития многих святых, а вернее всего сказать, что она оставила нам частичку своего сердца и тепла.


В Метеоры приехали поздно вечером
19 августа 2010 года
Преображение Господне. День начался с завтрака. День Преображения Господня греки отмечают 6 августа по новому стилю, поэтому расчитывать на службу не пришлось. Поднимаясь к монастырям, мы увидели знаменитые на весь мир богозданные скалы, которые носят название Метеор. Слово «Метеора» означает «между небом и землей». Геологи считают, что эти башни образовались тысячи лет назад в процессе обмельчания огромного озера. Самая высокая из них поднимается на 415 метров и называется Платилитос. Неизвестно когда здесь впервые поселились монашествующие. К 11 веку в пещерах и кельях нижних этажей «каменного леса» уже жило множество отшельников, которые строили свои жилища, как орлиные гнезда. К началу 12 века Метеора уже вела организованную жизнь. По воскресеным и праздничным дням иноки спускались из своих пещер для совместного участия в Богослужениях в храме Пресвятой Богородицы, которая до сих пор стоит у дороги в Кастраки под монастырем святителя Николая. В начале 14 века молодой монах по имени Афанасий основал на вершине Платилитос первый общежительный монастырь, посвятив его Преображению Господню. С тех пор 24 монастыря вместе со множеством одиночных келлий, аскитариев, часовен, пещер, затворов, столпов, рассеяных по всем метеорским горам, процветают во славу Божию. Все они были основаны до 16 столетия, которое являлось временем наивысшего расцвета монашеской Республики. Из этих 24 монастырей в настоящее время действуют только шесть. Святые Метеоры есть земля святая, так как там освящены каждая скала, каждая пещера, каждая расщелина, каждая пещера – весь сонм преподобных подвижников возносил свои молитвы в каждом углу, на каждой вершине и в каждой расщелине этого места.

Первым монастырем, который мы посетили был монастырь святого архидиакона Стефана. Монастырь был основан в 1192 году, но первые каменные постройки были произведены при архимандрите Антонии в 15 веке. С 1961 года монастырь является женской обителью. Главной святыней монастыря является - глава священномученика Харлампия. Святой Харлампий претерпел мученическую кончину во 2 веке во времена правления Септимия Севера. Этот святой прославлен многими чудесами.

Вторым монастырем был самый главный монастырь Преображения Господня, который выполняет функцию управления всеми монастырями в Метеорах. Основателями монастыря являются святой преподобный Афанасий и святой преподобный Иосаф, к главам которых мы приложились в монастыре. Монастырь был заполнен людьми, во всех уголках монастыря сновали любопытные туристы, гиды громко рассказывали в храме, как будто-то они находятся не на территории монастыря, а в музее. Приложившись к святыням, мы покинули монастырь и отравились на Корфу, чтобы успеть приложиться к мощам святителя Спиридона Тримифутского Чудотворца.

Корфу. Церковь святителя Спиридона. Спиридон нас ждал, потому что когда мы пришли в храм, мощи его были открыты и священник читал над ними записки. Мы прочли акафист. Мы также посетили кафедральный собор, где покояться мощи святой императрицы Феодоры и стопа Герасима Кефалийского. Здесь мы поняли, что Герасим несмотря на то, что мы не смогли его посетить на Кефалонии сам пришел на Корфу, чтобы нас проводить.

Паром пришел с опозданием и был переполнен. Люди спали на полу. Это еще одно искушение, которое надо было пережить.



20 августа 2010 года

Рано утром мы прибыли в Бриндизи. Я не знала, что в это день в крипте святителя Николая идет служба. Мы приехали в Бари и попали на ее конец и на акафист святителю Николаю. Святитель Николай нас тоже ждал, потому что нас пустили приложиться и мы довольные и счастливые уезжали из Бари. Вечером были в Болонье. Так закончилось наше паломничество по Греции.

Мария Шургина

Август, 2010 года

Использованная литература:
1. Евлогите! Благословите! Путеводитель по святым местам Греции. Монахиня Нектария (Мак Лиз) Москва, 2007
2. Горная монашеская страна. Святые Метеоры. Kalambaka.

Hosted by uCoz