Спас Нерукотворный
По древнему преданию известно, что в
I веке по Рождестве Христове в городе Эдессе жил правитель по имени Авгарь V. В настоящее время город Эдесса называется Урфа и расположен на юге Турции, недалеко от Сирийской границы. Случилось царю Авгарю заболеть проказой. Никто, из лечащих врачей не мог помочь своему правителю. Прослышав, что в Иудее есть такой Человек, пришедший от Бога, который исцеляет от болезней, царь Авгарь послал к Нему своего самого искусстного художника Ананию. Вот как повествуют об этом событии Четьи-Минеи.Авгарь посылает Ананию к Иисусу Христу
Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф.
4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Эдессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Эдессы. Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.Царь Авгарь по вере своей получил исцеление от проказы, а мы получили Нерукотворный Спас, который стал в последствии матрицей для всей христианской иконографии. Доказательством того, что сам Спаситель определил почитание Святых Икон. Эдесский Образ Спасителя был самым веским аргументом в эпоху иконоборческой ереси.
В
944 году Образ был перевезен из Эдессы в Константинополь при императоре Константине VII Багрянородном. Это событие вспоминается православной церковью 16 августа и называется Третьим Спасом.
Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христва
(память
16 августа)Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота, где Он находился со времен Авгаря. Но один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Эдесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в
545 г. персидский царь Хозрой I осадил Эдессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Эдессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий
II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.В Константинополе Святой Лик был помещен в золотой оклад с выгравированными житиями, где рассказывается о происхождении Нерукотворного Спаса и главных событиях с Ним связанных. В этом золотом окладе Нерукотворный Спас находится и в настоящее время.
Итак, по одной из версий Святой Лик из Константинополя попал в Геную.
И хотя историки сомневаются в том, что Святой Лик является подлинным Ликом, который написал художник Анания, тем не менее остается фактом то, что Нерукотворный Образ, хранящийся в Генуе относится к I веку. Выполнен он яичной темперой на льненой ткани и содержит много доказательств Его принадлежности к тем древним векам зарождения христианства. И если это не подлинный Святой Лик, то несомненно одна из древнейших Его копий, дошедшая до наших дней.